Дата публикации: 06 октября 2023
Специалисты Санкт-Петербургского университета вместе с учеными из Чжэцзянского университета (Китай) создали технологию обучения студентов из разных стран и языковых культур с помощью технологий виртуальной реальности. В разработку также включен инструмент синхронного перевода на основе искусственного интеллекта.
Проблема межкультурного обучения студентов сегодня довольно актуальна для вузов по всей России, поскольку количество иностранных обучающихся растет. Так, Санкт-Петербургский университет уже пять лет подряд становится самым востребованным университетом России среди иностранных абитуриентов. Общий конкурс на места в рамках квоты Правительства Российской Федерации (как по самостоятельному отбору, так и по линии Россотрудничества) составляет около 21 человека на место.
Для обеспечения качественного образования необходимо не только устранить языковой барьер, который может возникать во время общения между представителями разных языковых культур, но и создать аутентичную среду обучения. Ответом на этот запрос могли бы стать технологии дистанционного образования, однако пандемия COVID-19 показала, что полностью заменить очную форму такие технологии все же не могут.
«В рамках разработанной технологии учебный процесс поддерживался технологией 360-градусного видео и инструментом перевода на основе искусственного интеллекта. В тестировании разработки приняли участие 11 студентов-гуманитариев из Китая и 13 обучающихся из России. Для обучения в виртуальной реальности они снимали видео с обзором на 360 градусов вокруг себя. Чтобы преодолеть языковой барьер при общении и обмене культурной информацией друг с другом на родном языке, обучающиеся воспользовались возможностями синхронного перевода на основе искусственного интеллекта», — объяснили заведующий кафедрой информационных систем в искусстве и гуманитарных науках СПбГУ Николай Борисов и профессор кафедры образовательных технологий Чжэцзянского университета Рустам Шадиев.
Ученые исследовали эффективность такой образовательной среды на основе следующих показателей: виды межкультурной компетенции, количество связанных и несвязанных понятий и возникших на их основе смысловых взаимосвязей, порождающих новое знание и обозначаемое термином «концепции». Показатели измерялись до и после занятия. Кроме того, был проанализирован уровень межкультурного взаимодействия студентов уже после занятия.
Полученный массив данных проанализировали и провели специальное интервью для изучения развития межкультурных отношений. Исследователи спрашивали участников об интересе, любопытстве, открытости и уважении студентов к другой культуре.
Результаты показали, что межкультурное обучение в виртуальной и аудиторной средах послужило развитию знаний студентов и укреплению отношений в международной группе. В частности, курс помог обучающимся приобрести межкультурные знания по восьми категориям: история, культура, люди, окружающая среда и другое. При этом количество «связанных понятий», то есть понятий чужой для студентов культуры, значительно увеличилось, тогда как количество «несвязанных понятий» значительно уменьшилось.
Студенты из России и Китая смогли выявить, сравнить и сопоставить культурные различия и после исследования укрепили открытое и уважительное отношение к культуре своих партнеров: стали понимать традиции и обычаи другой культуры, разбираться в особенностях этикета и правильности построения как личного, так и профессионального общения. Так, некоторые занятия студенты записывали, находясь на территории знаковых культурных мест в своих странах: Большого Екатерининского дворца в Пушкине, озера Мочжоу в Нанкине. Как отметили сами участники исследования, такая технология помогает создать уникальную обстановку для обучения и делает его более эффективным.
Для информации:
Санкт-Петербургский университет реализует множество образовательных программ с иностранным компонентом. По китайскому направлению таких программ реализуется свыше 90. Среди них «Юриспруденция с углубленным изучением китайского языка и права КНР», «Экономика (с углубленным изучением экономики Китая и китайского языка)» и многие другие.
С Чжэцзянским университетом СПбГУ сотрудничает с 2022 года. Среди приоритетов такого партнерства выделены образовательное и научное сотрудничество, академическая мобильность и совместное создание курса по традиционной китайской медицине.
Результаты исследования опубликованы в Education and Information Technologies